Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках химии"
[ Скачать с сервера (62.5 Kb) ] 05.04.2016, 14:24

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»

 

             

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ»

 

 

                                        

                         

                             

 

 

 

 

 

 

 

                              

          Преподаватель:  Мишина Е.А.

 

 

 

                                            

 

 

 

 

Торбеево 2010

Одной из вечных проблем педагогики остается ак­тивизация познавательной деятельности обучающихся, которая характеризуется стремлением к учению, умст­венному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Познавательная актив­ность является социально значимым качеством лич­ности и формируется в организованной и регулируемой педагогом учебной деятельности.

В образовательной практике используются разнооб­разные приемы активизации познавательной деятель­ности.

Прием новизны предполагает включение в содержа­ние учебного материала интересных фактов и сведений. Например, при изучении темы «Амины» рассматривает­ся получение анилина по реакции Н.Н. Зинина. При этом студентам будет интересно узнать, что ученый был бо­гатырем и не только ругал нерадивых учеников, но мог их и поколотить. Впрочем, на него никто не обижался, потому что он разрешал давать сдачи. Правда, охотни­ков сделать это не находилось: обычно академик сжи­мал противника в объятиях, да так, что смельчак долго не мог прийти в себя.

В основе приема семантизации лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. Например, как называется вещество, образующееся при взаимодействии кремния и углерода?

Прием значимости предполагает установку на не­обходимость изучения материала в связи с его биоло­гической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для студентов. Например, при изу­чении темы «Вода» сообщается, что вес воды, сосредото­ченной на нашей планете, выражается астрономической цифрой - 2 000 000 000 млн т. При этом учитываются все запасы воды: вода рек, морей, океанов, вода в виде пара в атмосфере и в виде льда, вода, находящаяся в различных агрегатных состояниях, и жидкость, содер­жащаяся в твердой оболочке Земли, а также сосредо­точенная в различных биологических объектах.

Подобный подход к изложению нового материала укрепляет интерес к учению, повышает любознатель­ность и пытливость. На занятии создается своеобразная психологическая ситуация ожидания, когда студенты положительно настраивают себя на восприя­тие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера педагога детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает их глубже вдумываться в тему, рождает множество вопро­сов.

Основными приемами развития познавательного ин­тереса, используемыми на этапе осмысления изучаемого материала, являются следующие.

1. Постановка проблемного вопроса, создание проблем­ной ситуации

 

Способ аналогий — преподаватель опирается на имею­щийся у учащихся житейский опыт или же актуализирует ранее полученные знания для решения новых задач. На­пример, при изучении химической кинетики надо объ­яснить, что не любое столкновение молекул является результативным. В химической кинетике принято гово­рить о так называемых активных соударениях, в резуль­тате которых происходит разрыв связей в реагирующих частицах. Будем считать активным такое столкновение машин, в результате которого часть бампера одного ав­томобиля остается на бампере другого. Очевидно, это мо­жет произойти, только если удар превышает некоторую пороговую величину, которая будет аналогией энергии активации. Понятно также, что соударение может быть активным только при лобовом столкновении автомоби­лей. Это позволяет объяснить влияние на скорость реак­ции пространственных факторов, в частности ориентации молекул при столкновении.

Индуктивный, аналитико-синтетический способ студенты самостоятельно исследуют явления и факты и формулируют необходимые научные выводы. Напри­мер, при изучении темы «Углеводы» предлагается сде­лать вывод о принадлежности глюкозы к определенному классу органических веществ. Для этого демонстрирует­ся опыт взаимодействия этого вещества с аммиачным раствором оксида серебра (что доказывает, что это аль­дегид) и гидроксидом меди (II) (что доказывает, что это многоатомный спирт).

 

Объяснение причин того или иного изучаемого явле­ния на основе проделанных опытов, анализа изучаемо­го материала. Например, при изучении темы «Коррозия металлов» предлагается проанализировать текст и от­ветить на вопрос. «Делийская колонна была поставле­на во время правления Самандрагупты, который жил с 330 по 380 г. Масса колонны превышает 6000 кг. Индий­ские кузнецы, пользуясь только ручными молотами, от­ковали ее из отдельных криц. Анализ образцов металла, взятых из точек на разной высоте, показал, что колон­на весьма неоднородна по своему составу и содержит достаточно много примесей. Образцы металла, переве­зенные в Лондон, очень быстро были разрушены кор­розией, как, впрочем, и подземная часть колонны». Вопрос: почему надземная часть делийской колонны не имеет признаков коррозии, а подземная часть и образ­цы металла, перевезенные в Лондон, заржавели.

 

Выдвижение проблемного вопросаэтот прием ис­пользуется тогда, когда для решения проблемы и овла­дения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономер­ность. Например, при введении понятия «структурная формула вещества»  студентам предлагается определить валентность углерода в веществах состава: С2Н6 и С3Н8 классу органических веществ. известным им способом. При выполнении этого зада­ния учащиеся придут к выводу, что валентность угле­рода равна трем или дробной величине, а этого быть не может. Как иначе записать формулу вещества, зная, что валентность углерода в органических соединениях все­гда равна четырем?

 

Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипо­тез, предположений. Например, при изучении темы «Во­да и ее свойства» после демонстрации фильма «Память воды» предлагается в домашних условиях повторить экс­перименты «Вода умеет слушать музыку», «Вода реаги­рует на слова», «Вода умеет читать» и подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы ученых, высказать свое мнение об увиденном в фильме.

 

Создание проблемной ситуации на основе высказыва­ния ученого.

Например, при проведении вводных уро­ков по общей химии предлагается высказать мнение (согласиться или опровергнуть) относительно высказы­вания С. Нанкагуры: «Химия среди наук — председатель. Химия берет у физики фундаментальные знания, прин­ципиально важные идеи, трансформирует их и затем передает другим отраслям знаний, служит как бы свя­зующим звеном между ними. Образно говоря, химия восседает в центре, по одну сторону от нее — физика, по другую — биология, геология и другие науки». Высказывание Энгельса: «Жизнь – это способ существования белковых тел…»

Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт. Например, при изучении строения атома предлагается сравнить два мнения — поэта и ученого — и выразить свое.

 

Мнение поэта

Быть может, эти электроны —

Миры, где пять материков,

Искусства, знанье, войны, троны

И память сорока веков.

Еще, быть может, каждый атом —

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.                                             В.Я. Брюсов. Мир электрона.

Мнение ученого

Электрон не является ни частицей, ни волной в обычном понимании. Во многих отношениях поведение электрона напоминает поведение малых вращающихся частиц. Но во многих отношениях электроны ведут себя так, как будто они имеют волновую природу.                                                                                      Л. Полинг. Общая химия

 

Способ проблемного обучениястудентам предлагается самим найти в излагаемом материале познавательную проблему, четко сформулировать и аргументировать ее решение.

 

2. Исследовательский прием

Например, при изучении темы «Реакции ионного обмена» предлагается проделать опыты и на основе наблюдений самостоятельно решить познавательную за­дачу и сформулировать вывод о признаках данных химических реакций.

Опыт 1. Взаимодействие карбоната натрия и соля­ной кислоты.

Опыт 2. Взаимодействие сульфата меди и гидроксида натрия.

Опыт 3. Взаимодействие гидроксида натрия и соля­ной кислоты в присутствии индикатора фенолфталеи­нового.

 

3.   Эвристический прием

Например, при изучении темы «Теория электроли­тической диссоциации», демонстрируя опыты по про­водимости электрического тока растворами различных веществ, преподаватель, опираясь в своих наводящих вопросах на имеющиеся у студентов знания, помогает им найти правильный путь для решения проблемы.

 

4.   Прием научного спора

Например, при изучении темы «Валентность» пред­лагается сравнить разные определения одного и того же понятия и сделать вывод о том, не противоречат ли друг другу эти определения.

1.Свойства атомов элементов присоединять опре­деленное число атомов называется валентностью.

2.Валентность — это число общих электронных пар, которые данный атом образует с другими атомами.

         Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений преподаватель ведет студентов к новым фактам и примерам, но уже в плане более ши­рокого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изу­чаемый материал на практике.

       

       Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, так как он дает возможность использовать полученные ЗУНы при усвоении нового материала, а с другой — представляет собой определен­ную трудность, так как всякий перенос знаний осуще­ствляется не механически, а требует внесения корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой лом­ки сложившегося стереотипа, т.е. умственного и физи­ческого напряжения.

 

      Студенты сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретичес­ких обобщений, гораздо прочнее в их памяти удержи­ваются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие по­знавательный интерес к учебному предмету:

 

♦ использование натуральных объектов в заданиях;

♦ прием моделирования;

♦ составление схем, таблиц;

♦ использование символов для выполнения заданий.

 

Активизация познавательной деятельности студен­тов требует от педагога не только знания дидактики и методики преподавания учебной дисциплины, но и при­менения на практике психолого-педагогических основ теории воспитания.

Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. Все функции обучения органич­но связаны с познавательным интересом. Основным ис­точником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направ­ленной на решение познавательной задачи.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: metodkabinet
Просмотров: 795 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar