| Главная » Файлы » Мои файлы |
| [ Скачать с сервера (67.0 Kb) ] | 05.04.2016, 15:06 | |||||||||||||
«Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
ДОКЛАД
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, МЕТОДЫ И СИТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
ПОДГОТОВИЛА: МИШИНА Е. А.
Торбеево 2010 г
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ.
Урок - основная форма организации учебного процесса. На этом логически законченном, целостном элементе учебно-воспитательного процесса, в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство преподавателя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития учащихся.
По основной дидактической цели уроки можно делить на следующие типы: - урок сообщения и усвоения нового материала (решает ряд важных дидактических задач: усвоение новых понятий и законов, овладение новыми способами деятельности).
- урок закрепления знаний, умений и навыков (включает все звенья учебного процесса: создание у учащихся стимулов к учению; восприятие нового материала, приобретение новых знаний; усвоение законов науки и формирование научных понятий, закрепление и применение знаний, умений и навыков; проверка усвоения).
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; - уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (служат для оценки результатов работы учащихся, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и т.д.)
Взяв за основу принцип проблемности, все уроки можно разделить на проблемные и непроблемные. Проблемным называется урок, на котором преподаватель целенаправленно создает ситуации для организации поисковой деятельности учащихся при приобретении и закреплении новых знаний и способов деятельности. Особенностью проблемного урока является то, что повторение пройденного материала в большинстве случаев сливается с изучением нового. При этом осуществляется непрерывное повторение знаний и умений в новых связях и отношениях, за счет чего происходит возрастание объема знаний и их углубление.
Проблемные уроки по видам формально мало, чем отличаются от непроблемных. Отличие касается структуры и системы методов, используемых на уроке. Основными структурными элементами проблемного урока являются: 1. Актуализация имеющихся знаний учащихся. 2. Сообщение и усвоение новых знаний и способов действия 3. Формирование умений и навыков. Рассмотрим содержание названных элементов.
Актуализация имеющихся знаний. Понятие «актуализация» многоаспектное. Цель её состоит в том, чтобы имеющиеся знания следует сделать актуальными в данный момент, то есть активизировать работу памяти и подготовить опорные знания учащихся для успешного восприятия и усвоения новых знаний. Второй аспект актуализации затрагивает личностную сферу деятельности ученика - возбуждение интереса к рассматриваемой проблеме, создание эмоционального настроя, оценку готовности отдельных учеников к восприятию нового материала.
Третий аспект - контроль учителя за состоянием знаний ученика, его умений и навыков. Виды деятельности ученика на этапе актуализации: устное или письменное изложение приобретенных ранее знаний, самостоятельная работа репродуктивного характера или решение задач, упражнений и другие. Иными словами, понятие актуализация — более широкое, чем опрос, который может быть включен как составной элемент первого. На этапе актуализации чаще всего создается проблемная ситуация, реже формулируется учебная проблема. Следовательно, основная задача этого этапа состоит в подготовке учащихся к самостоятельной поисковой деятельности или к активному восприятию нового материала (в зависимости от целей, поставленных учителем).
Сообщение и усвоение новых знаний и способов действия. Уже в названии этого элемента проблемного урока отражено его содержание: именно здесь усваиваются новые знания, раскрывается сущность новых понятий и способы умственной деятельности ученика. При этом деятельность преподавателя должна быть направлена на создание проблемной ситуации (в случае, если она не возникла на этапе актуализации), формулировку учебной проблемы (или ее корректировку), помощь ученикам по выявлению новых данных или устранению некоторых логических ошибок, управление деятельностью учеников. Методами работы преподавателя могут быть: рассказ, объяснение, лекция, беседа, демонстрация опыта, кинофильма, плакатов и т.д.
Деятельность учащихся направлена на усвоение новых знаний в условиях проблемной ситуации. Эта задача может решаться ими как логическим путем, так и интуитивно (в зависимости от сложности учебной проблемы и уровня подготовленности учащихся). Методы работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой, самостоятельное наблюдение или лабораторный эксперимент, решение задач, составление схемы или чертежа экспериментальной установки и другие.
Формирование умений и навыков. Первичное воспроизведение и осмысление новых знаний. При постановке и решении учебных проблем учащиеся разрешают противоречия учебного познания. На этой основе происходит превращение знаний в убеждения. Однако глубокое усвоение полученных знаний происходит лишь в процессе их применения на практике. Поэтому важнейшим элементом проблемного урока следует считать этап формирования умений и навыков, на котором происходит отработка знаний и умений, а также умственных и практических действий, а также проверка правильности решения учебной проблемы.
Данная структура относится к внешним показателям учения и не является показателем мыслительной деятельности учащихся. Внутреннюю часть структуры проблемного урока составляют: 1. Возникновение проблемной ситуации и формулировка учебной проблемы. 2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы. З. Доказательство гипотез. 4. Проверка правильности решения проблемы.
Итак, центральным звеном внутренней части структуры проблемного урока является проблемная ситуация. По определению многих исследователей, проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации, В результате ее анализа возникает, формулируется проблема - словесная формулировка содержания проблемной ситуации называется учебной проблемой.
Формулировка учебной проблемы, в отличие от проблемной ситуации, означает, что познающему удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и искомое (неизвестное). Учебная проблема есть отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения. Определяющее направление умственного поиска, побуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.
Учебная проблема для учителя является средством управления познавательной деятельностью ученика и формирования его мыслительных способностей. Для субъекта познания — ученика - учебная проблема служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения способом превращения знаний в убеждения. При организации проблемного урока на первый план выдвигается вопрос об условиях возникновения проблемных ситуаций и их типизация.
Для ученика проблемная ситуация всегда возникает, а с точки зрения процесса преподавания она специально создается учителем путем применения особых методических приемов, что, безусловно, требует от учителя знания основных способов создания проблемных ситуаций. 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся и приводит к активному усвоению новых званий. 2. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления. З. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности. Противоречие в данном случае возникает между житейскими представлениями и научными знаниями об этих фактах. 4. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися заданий практического характера. Проблемные ситуации возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели. 5. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. 6. Организация межпредметных связей. 7. Ознакомление учащихся с историческими фактами. На основе этого учащиеся сталкиваются с проблемными ситуациями, имевшими место в процессе становления изучаемой ими теории. явления возможно с опорой на более обширные знания учащихся, чем те, которые они получают при анализе нового явления. Здесь учащиеся вновь сталкиваются с При планировании и подготовке проблемного урока следует исходить из основных задач предметных методик: - подготовка содержания занятий, то есть решение вопроса «чему учить?» и - подготовка процесса его усвоения, то есть решение вопроса «как учить, чтобы учащиеся приобретали не только готовые знания, но также учились умению самостоятельно учиться.
Применение проблемного обучения, кроме формирования у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков призвано сформировать и особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность. В психологии проблемное обучение определяется как обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемную ситуацию и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формирование на этой основе мировоззрения. Важным моментом является и то, что оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
Не менее важно использовать возможности проблемного обучения в контексте личностно ориентированного подхода. Ведь если мы хотим, чтобы ученик действительно усваивал знания, а не просто сохранял учебную информацию, то важно, чтобы усвоение новых знаний обязательно преломлялось бы через призму имеющегося субъектного опыта ребенка. Не случайно смысл понятия «усвоить» буквально означает «сделать своим», то есть принять в себя, сделать неотъемлемой и органичной частью себя. Под субъектным опытом понимается « опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей ». В этом понимании данный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским и т.п. Образовательные учреждения сообщают обучающимся научные, обобщенные, систематизированные сведения о предметах и явлениях окружающей действительности, которые могут противоречить уже имеющемуся субъектному опыту учащихся. Поэтому эффективное усвоение научных знаний невозможно без переосмысления собственного опыта, изменения имеющихся установок и стереотипов, возникновения познавательных потребностей и мотивов, побуждающих к проверке приобретенных знаний. Все это и запускает внутренний механизм развития субъектности личности ребенка.
Общая схема этого развития выглядит следующим образом: - научные знания актуализируют у человека имеющиеся житейские знания, и при наличии между ними противоречия возникает определенное эмоциональное состояние, побуждающее его снять это противоречие. В этом случае новые знания либо отвергаются, либо осуществляется познавательная деятельность по их осмыслению и изменению прошлого опыта. Как известно, смена установки осуществляется через когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Поэтому, если мы хотим не просто передавать какую-либо информацию, а именно развивать учащегося, то это возможно лишь через развитие его субъектности, через внутренний мир его мыслей, переживаний, стремлений и т.п.
Необходимо подчеркнуть значимость такого важного фактора реализации проблемного обучения как психологическая и личностная готовность педагога к его осуществлению. Проблемная ситуация – это неопределенность не только для ученика, который будет искать решение проблемной задачи. Это неопределенность и для учителя. Он, несомненно, может знать конечный пункт поиска с точки зрения предмета науки, но вряд ли способен заранее предвидеть все возможные направления движения детской мысли. Поэтому создаваемая им проблемная ситуация для учащихся является не менее проблемной и для него самого, но лишь в другом аспекте — развивающем. Таким образом, осуществление проблемного обучения требует и от педагога и от ученика аналогичного исследовательского поиска, хотя и с разными целями. То есть педагог должен в той же мере владеть навыками исследовательского мышления, в какой планирует развивать его у своих воспитанников.
Что же должен исследовать педагог? Предметом его поиска являются особенности субъектного мира ребенка, его индивидуальность. Проблемное обучение можно рассматривать как умение педагога, создавая внешние условия (проблемную ситуацию), активизировать внутренние условия ребенка, те. его субъектность (установки, мотивацию, целеполагание, самооценку и др.). Проблемная ситуация позволяет проявиться ближайшей зоне развития учащегося, позволяет моделировать решение реальных жизненных задач. Поэтому проблемная ситуация ценна не только конечным результатом в виде найденного решения, но также и проявляемым по ходу решения особенностям поведения учащихся: эмоциональным реакциям, уровню активности и самостоятельности, выбираемым стратегиям решения, характером взаимодействия друг с другом.
Таким образом, осуществляя на практике технологию проблемного обучения для достижения максимально положительного развивающего эффекта, следует учитывать особенности субъектного опыта учащихся. Полноценное усвоение учебного материала непременно будет преломляться через призму этого опыта, что потребует от педагога специальных знаний и умений по психологическому сопровождению развития ребенка в условиях применения проблемного обучения, а также глубокого и всестороннего понятийного, логического, психологического, дидактического и методического анализа системы знаний, подлежащих усвоению.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
| ||||||||||||||
| Просмотров: 584 | Загрузок: 4 | | ||||||||||||||
| Всего комментариев: 0 | |
