Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Тематический урок в рамках Дня знаний:
«2014 год - год культуры России»
Класс: «7а»
Дата: 01.09.2014
Классный руководитель: Мишина Е.А.
п. Торбеево
Цель:
Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.
Задачи:
|
Личностные:
|
Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.
|
|
Познавательные:
|
Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.
|
|
Коммуникативные:
|
Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.
|
Оборудование: Доска, компьютер, электронная презентация.
Провела: Мишина Е.А., классный руководитель 7 а класса.
Ход занятия.
|
Этап урока
|
Содержание урока
|
|
1.Мотивация к общению
|
1.Организационный момент
Вот и закончились летние каникулы. Наступила осень. И мы опять стоим на пороге нового учебного года. Из года в год 1 сентября наша школа приветливо открывает вам свои двери. Сегодня вы вновь собрались все вместе и отправляетесь в увлекательное, интересное, хоть порой и трудное путешествие по Стране Знаний.
Культурные столицы по стране
Рассыпаны, как утром на траве роса,
И любят гости приезжать извне,
Чтоб повидать России чудеса.
|
|
2. Постановка целей.
|
1. Формулирование темы занятия
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?
(О культуре)
- Какие цели стоят перед нами? На какие вопросы мы должны найти ответы?
|
|
3.Час общения.
|
1.Эвристическая беседа.
- Наше государство уделяет большое внимание развитию Российской культуры. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры.
"В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <...> провести в 2014 году в РФ Год культуры", - говорится в указе.
-Как вы думаете, почему культуре уделяется такое повышенное внимание? Что является в человеческом сообществе самым ценным? Почему?
Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.
- Чего ожидает от подрастающего поколения страна?
- личностной уверенности и сознания собственной значимости;
- целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей;
- опрятности, вкуса к красивым вещам;
- умения отличать хорошее от плохого;
- стремления к здоровому образу жизни;
- развитой речи и интеллектуальных
- способностей;
- заботливого отношения к окружающему миру;
- самоуважения себя, как культурного человека
2.Уточнение понятий.
-А вы знаете, что такое культура? (Выслушиваются ответы детей)
- У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным.
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
- А вот что говорили о культуре и ее значении в жизни общества известные люди. Давайте прочитаем «цепочкой» и попробуем объяснить прочитанные строки.
- Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном. Н.К. Рерих
- Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным. А. Моруа
- Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Д. С. Лихачев
- Культура - великий учитель того, как следует жить. Дина Дин
- Культура — это пространство, в котором проходит человеческая жизнь от рождения до смерти. М. В. Попович философ, Академик Национальной академии наук Украины
- Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Искандер Фазиль
- Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Шукшин В
- Как вы думаете, какая бывает культура? Что относится к культуре? (Выслушиваются варианты ответов детей)
Различают материальную и духовную культуру.
Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.
К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.
С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.
Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!
|
|
4.Физминутка
|
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
|
|
5.Дискуссия
|
- Как вы думаете, какого человека называют культурным?
- Что каждому из нас необходимо делать, чтобы стать культурным человеком?
|
|
6. Заочное путешествие
|
- Какие культурные памятники России вы знаете?
Давайте познакомимся с некоторыми из них. Данные памятники Российской культуры занесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
|
|
7. Проверь себя
|
- В конце нашего занятия я предлагаю вам проверить то, что вы сегодня узнали и отгадать кроссворд.
1. Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …
Отгадка (ответ): Кино
2.Петь, рисовать, лепить искусно
Нельзя прожить нам без … (искусства)
3 . Здесь балерины, балероны
Благодарили нас поклоном.
На сцене танцевали чудно,
И в зале было многолюдно.
Спектакля лучше в мире нет,
Чем этот сказочный... (балет)
4.Творчество народное
Для детей – опора
Нельзя народу нашему
Прожить без …(фольклора)
5.Кто очень дружен будет с ней,
Будет вчетверо умней (литература)
6. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
7. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.(народные промыслы)
8. Ой, звенит она, звенит,
И грустит, и веселит.
С переливами несется,
В душе чувством отзовется (музыка)
-Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд.
|
|
8. Рефлексия
|
Продолжите:
Я узнал…
Мне запомнилось…
Я считаю важным…
|
|
Закончить наш классный час хочется прекрасным стихотворением:
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура — это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура — это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина — русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.
В завершении классного часа мы с вами немного пофантазируем. Загадывать желания принято в новогоднюю ночь под звон курантов. Но 1 Сентября - это тоже первый день нового года, Нового Учебного Года. Следовательно, и в этот день можно что - либо пожелать самому себе на будущее. Причём, сделаем мы это организовано. Вот у меня шкатулка желаний и много маленьких листочков. На листочках каждый из вас, подумав, напишет 1, 2 или 3главных желания, они могут относиться только к учебному процессу. Затем мы их свернем и поместим в коробку, и спрячем её, а в конце четвёртой четверти, на последнем уроке проверим, а сбылись ли наши желания. И так начали ...
Ну, вот и подошел к концу наш первый классный час. Надеюсь, вам понравилось! Ну что ж, пусть и все остальные будут у нас такими же радостными и удачными!
Всего вам доброго!
Пусть завтра, в первый учебный день, вам сопутствует удача!!!
|
Источники:
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура
Год культуры в России http://tvkultura.ru/article/show/article_id/88282
Загадки http://zagadochki.ru/zagadka-tam-mozhno-posmotret-multfilmy.html
Загадки http://www.dityachi-zagadky.org.ua/балет/
Загадки http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-dlja-detei-o-shkolnyh-yekskursijah.html
|