Главная » Файлы » Мои файлы

«Об инновационном научно – методическом обеспечении процесса обучения и воспитания».
[ Скачать с сервера (49.0 Kb) ] 05.04.2016, 14:34

«Об инновационном научно – методическом обеспечении процесса обучения и воспитания».

 

Инновационные технологии преподавания привлекают меня, прежде всего широким спектром возможностей повысить учебную мотивацию, качество знаний, а главное – раскрыть творческий потенциал каждого студента.

Моё целеполагание, как преподавателя, заключается:

в поддерживании высокой мотивации к изучению дисциплин «Биология», «Химия», «Физическая и коллоидная химия»,

в формировании таких качеств личности, как трудолюбие, организованность, самостоятельность,

повышении гуманистического содержания обучения, реализации образовательного, воспитательного и развивающего потенциала учебных дисциплин применительно к индивидуальности каждого студента,

повышение качества знаний учащихся через личностно-ориентированный подход.

 

Важнейшими задачами, способствующими реализации образовательного, воспитательного и развивающего аспектов обучения являются: поддержание устойчивого интереса учащихся к предмету, развитие речевой культуры в области основных химических и биологических понятий и законов, мышления, памяти; формирование навыков и умений самостоятельного решения познавательных задач.

 

На современном этапе предпочтения отдаю следующим образовательным технологиям:

 

1. Комбинированная система организации процесса обучения – технология опорных сигналов  Виктора Фёдоровича Шаталова.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология развития критического мышления.

 

 

1. Комбинированная система организации процесса обучения – технология опорных сигналов  Виктора Фёдоровича Шаталова.

Согласно, системе В.Ф.Шаталова новый теоретический материал рассматривается  крупными  блоками (охватывающими  материал  2-3  и  более  параграфов  учебника). В виде вводной лекции раскрывается его содержание, включая,  где  это  возможно, опыты, различные  средства   конкретизации. Насыщенность примерами сочетаются со строгой  логикой изложения, с акцентированием внимания на методах познания, способах  решения поставленной проблемы, поскольку последние наряду с  предметным  содержанием являются объектом усвоения.

Образовательная модель В.Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость.

 

Основные этапы организации процесса обучения:

1) постановка и осознание цели, мотивация;

Цель - развить ум ребенка, приохотить его  к  активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать  не  пассивного  потребителя готовых знаний, а  их  добывателя,  т.е.  человека,  способного  и  умеющего самостоятельно учиться. 

 

2) усвоение нового учебного материала в форме прослушивания (лекция, объяснение);

 

3) использование средств наглядности: опорных сигналов, активизация зрительной памяти студентов за счет изучения и воспроизведения опорного листа, совмещение опорной таблицы с  материалом учебника, составление конспекта параграфа  как приложения к опорной таблице;

4) устное проговаривание материала, глоссарные методы;

Система В.Ф.Шаталова предусматривает вторичное воспроизведение изучаемого преподавателем. Цель такого изложения – сконцентрировать внимание учащихся на самом существенном, главном в новом материале, подчеркнуть важнейшие связи между его компонентами, сходство и различие между близкими понятиями. Преподаватель лишь очень кратко упоминает о приведенных при объяснении фактах, примерах, опыта и других средствах конкретизации. В процессе вторичного воспроизведения материала учитель способствует установлению связи между излагаемым материалом и знаками опорных сигналов.

Реализация принципа быстрого движения вперед может быть осуществлена только при условии внедрения таких форм повторения, которые обеспечивают надежность усвоения программного материала всеми, без каких-либо исключений, студентами.

5) взаимное прослушивание и оценка ответа студентами; прослушивание объяснения учителя. Причем столько раз, сколько необходимо, чтобы материал стал абсолютно ясным и, что особенно важно, предстал в определенной системе.

 

6) формы контроля: метод цепочки – правильность решения у первого студента проверяет преподаватель, у второго – первый студент и т.д.; десантный метод – решение задачу доски без записи в тетрадь, индивидуальный подход к каждому студенту.

Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь на самоконтроль.

 

2. Технология проблемного обучения.

 

Проблемное обучение является развивающим обучением, т.к. мыслительная деятельность студентов начинается именно тога когда есть потребность студента понять. А такая потребность возникает в случае проблемного обучения. Задача, которая стоит перед преподавателем в рамках проблемного обучение – как и когда его использовать. Студенты должны решать проблемы, которые ставит перед ними преподаватель.

Преподаватель строит взаимоотношения так чтобы, студенты смогли проявить инициативу, высказать свои обоснованные предположения. Студенты мыслят творчески, приучаются к поиску рационального решения, что способствует повышению интереса к учению.

Методика проблемного обучения определяется содержанием учебной дисциплины, познавательными возможностями студентов.

 

Главное при осуществлении проблемного обучения проанализировать содержание учебного материала, чтобы обнаружить проблему, а затем выстроить их в порядке подчинения друг другу, в этом случае проблемное обучение приобретает свойство системности. Например, зависимость свойств веществ от их состава является центральной проблемой при изучении химии.  Её решение зависит от частных проблем. После изучения теории строения атома возникают более общие проблемы зависимости свойств элементов от строения их атомов могут расчленяться на частные: 1) почему сходные свойства у лития и натрия?

2) почему свойства элементов изменяются периодически?

3)почему, несмотря на нарушение последовательности возрастания относительных атомных масс, аргон и калий имеют порядковые номера 18 и 19, а не наоборот.

 

На каждой ступени обучения свои проблемы, которые студенты решают в зависимости от уровня подготовленности и своего развития.

 

Способы выявления учебных проблем в химии.

 

Учебная проблема легко обнаруживается при установлении связей между теорией и фактами, теорией и понятиями, между понятиями. Почему одни вещества являются электролитами, а другие нет? Для выявления учебной проблемы нужно выделить структурные элементы содержания учебного материала  и найти связи между ними, а также установить внутрипредметные связи с предыдущим и последующим материалом. При изучении элементов подгруппы азота рассматриваются важнейшие соединения азота, например, аммиак. Вначале характеризуется строение атомов азота и водорода, определятся степень окисления атомов элементов, затем объясняются химические свойства аммиака.

 

Признаки учебной проблемы: наличие проблемной ситуации, готовность студентов к поиску решения, возможность неоднозначного пути решения проблемы. Это условия осуществления проблемного обучения.

 

Этапы осуществления проблемного обучения:

 

1. Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проводится актуализация знаний студентов, необходимых для решения проблемы. Почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, имеют разные свойства?

 

2. Создание проблемной ситуации. Студенты не могут выполнить задачу, поставленную перед ними с помощью, имеющихся у них знания. Поэтому они должны осознать причину затруднения и дополнить свои знания новыми.  Однако проблема должна быть четко сформулированной, посильной, группа д.б.готова к решению и получить установку с действиями.    

Итак, центральным звеном внутренней части структуры проблемного урока является проблемная ситуация. По определению многих исследователей, проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий.

В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации, В результате ее анализа возникает, формулируется проблема.

 

Способы создания проблемной ситуации.

 

1) Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые студентам не известны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Демонстрация аллотропных  видоизменений элементов. Почему они возможны?  Студенты не знают, что хлоридаммония способен возгоняться. Как разделить смесь хлоридаммония и хлорида натрия. Определить ионы железа 2х и 3х валентного в смеси.

2) Объяснение фактов на основе известных теорий. Например, почему при электролизе  раствора сульфата натрия, на катоде выделяется водород, на аноде кислород. Могут ответить, пользуясь справочными таблицами ряда напряжений металлов, ряда анионов.

3) Нахождение рационального пути решения. Заданы условия и дана конечная цель. Решение экспериментальных задач по химии.

4) Нахождение самостоятельного решения. Решение творческих задач, недостаточно материала урока. Подобрать условия для проведения реакции.

5) Использование принципа историзма. Поиск систематизация химических элементов, приводит к открытию периодического закона.

Имеют важное значение для проблемного подхода, тогда можно говорить о развитии мышления студентов.

 

 

3. Формулирование проблемы – это итог возникшей проблемной ситуации. Она указывает, на что должны направить свои усилия студенты, на какой вопрос искать ответ – это познавательная задача, которую ставит преподаватель.

- словесная формулировка содержания проблемной ситуации называется учебной проблемой. Учебная проблема для учителя является средством управления познавательной деятельностью ученика и формирования его мыслительных способностей. Для субъекта познания — ученика - учебная проблема служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения способом превращения знаний в убеждения.

 

4. Процесс решения проблемы. Это: выдвижение гипотез, построение решения каждой гипотезы, утверждение или опровержение гипотезы, доказательство правильности решения, если возможно на практике.

 

Не менее важно использовать возможности проблемного обучения в контексте личностно ориентированного подхода. Важно,  чтобы усвоение новых знаний обязательно преломлялось бы через призму имеющегося субъектного опыта студентов.

Под субъектным опытом понимается « опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей ». В этом понимании данный опыт называют личным, собственным, индивидуальным,  житейским и т.п.

 

Проблемный метод может использоваться на лекции, в ходе наблюдений, эксперимента, работе с учебной литературой, экскурсии. Студенты осваивают приемы логического и критического мышления.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: metodkabinet
Просмотров: 272 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar