| Главная » Файлы » Мои файлы |
| [ Скачать с сервера (46.3 Kb) ] | 05.04.2016, 13:29 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»
Выступление на ШМО «Естествознание»: «Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС»
Дата: 23 января 2016
Подготовила и прочитала: учитель биологии Мишина Елена Александровна
рп Торбеево 2016 г. « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Слайд 1-2 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок в условиях ФГОС– урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. Это … слайд 3
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
слайд 4 Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. При этом школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. При подробном анализе двух типов уроков (слайд 5-6) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: слайд 7 1. Урок изучения нового. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. 2. Урок закрепления знаний. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. 3. Урок комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Хочу остановиться на некоторых моментах урока, которым на мой взгляд, необходимо уделить внимание, начиная работу по новым стандартам это: целеполагание, организация усвоения новых знаний и способов действий, рефлексия.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. При формулировке темы урока. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: • предъявить противоречивые факты, теории; • предъявить научный факт; жизненный опыт • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Современный урок ставит целью формирование универсальных учебных действий, среди которых - регулятивные, обеспечивающие школьнику организацию учебной деятельности, то есть способность самостоятельно ставить цель урока, искать методы решения проблемы, последовательность выполнения действий. Работа детей по алгоритму после постановки темы: слайд 8-9
Дети достаточно легко справляются с этой задачей.
Усвоение новых знаний и способов действий. Задача учителя организовать активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Для достижения данной задачи использую различные формы, методы, средства.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: алгоритм составления плана по тексту, преобразование текста в таблицу, составление схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно-следственных связей, выполнение практической работы. Очень нравится работа с текстом с маркировкой - обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:«+» - знал, «!» - узнал, «?» - хочу узнать.
Обучающийся осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
10 слайд На этапе освоения новых знаний и способов действий использую как индивидуальную, групповую, коллективную формы работы. Когда материал слишком объёмный делю класс на группы, каждая получает свое задание, затем работаем всем классом по полученному материалу. Иногда по ходу урока меняю задание, если вижу затруднения учеников, если дети не могут его выполнить с первого раза.
11слайд Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
12 - 13слайд Часто уроки носят исследовательский характер, они могут быть с проведением эксперимента, наблюдения, моделирования, либо дети проводят исследование, работая с источниками информации. Органолептика 14 слайд
В качестве источника информации помимо учебника использую дополнительную литературу, презентации, видеофрагменты, анимации, информационные плакаты. 15слайд Все это в полной мере способствует развитию творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы, позволяет создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Приемы развития познавательного интереса 1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. Один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день. Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного. Сведения о количестве посещенных пчёлами цветов вызывает не только удивление, но и восхищение. 2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. •Мать и мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название. Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает обучающимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. 3) Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для обучающихся. Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации? Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании? 2) Исследовательский прием. На основе проведенных обучающимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод 3). Эвристический прием. Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у обучающихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. • Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части? 1) Использование натуральных объектов в заданиях для обучающихся. 2) Прием моделирования. В качестве примера можно привести следующее задание: • Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи. 3) Составление схем, таблиц. Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами: а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний. Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения? б) Задачи, способствующие развитию логического мышления. Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. в) Задачи на распознавание натуральных объектов. Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление. е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить? ж) Задачи, связанные с самонаблюдением. а) Игры - упражнения. Пример: «Пятый лишний». Обучающимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список. б) Игра-поиск. Обучающимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных г) Сюжетно-ролевые игры. Обязательная смена видов деятельности , проведение физкультминуток слайд16 Первичное закрепление полученных знаний и способов действия. Можно провести в игровой форме, составление корзины здорового питания, выполнение групповых заданий и их взаимопроверка, решение кроссвордов. слайд 17-19Выберите верные суждения, Продолжи предложение и т.д. слайд 20
Рефлексию часто провожу таким образом: слайд 21-22
Выбери верное утверждение:
Дети выставляют себе оценки, за работу учитель соглашается или нет.
ВЫВОДЫ:
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт. Слайд 23 | |
| Просмотров: 639 | Загрузок: 19 | | |
| Всего комментариев: 0 | |